Украинский шахтёр Алексей Стаханов 31 августа 1935 года стал знаменитостью советской страны - сначала производственная многотиражка, а затем "большие" газеты написали о его трудовом подвиге: он за одну смену добыл 102 тонны угля, превысив обычную норму в 14 раз. Руководитель страны Иосиф Сталин велел открыть стахановское движение, а зачинателя пригласил в Москву "на должность". Алексей Стаханов был награждён двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Стахановским движением назвали массовое явление, когда новаторы производства добивались рекордов, это были рабочие, колхозники, инженерно-технические работники. Однако даты показывают, что явление началось несколько раньше. Например, рекордсмен-новатор забойщик Изотов стал известен в 1932 году, даже были изотовские школы повышения квалификации забойщиков. Летом 1935-го на железнодорожном транспорте образовалось движение кривоносовцев. Но прогремело на ноябрьском Всесоюзном совещании имя Алексея Стаханова, о котором загодя доложили Сталину, и тот похвалил идею.
Алексей Григорьевич Стаханов родился 3 января 1906 года в деревне Луговой Елецкого уезда Орловской губернии (теперь это Измалковский район Липецкой области) в бедной крестьянской семье. Так что, довелось ему в юные годы побатрачить, попасти деревенское стадо. А в сельской школе он окончил всего три класса. В 1927 году Алексей начал работать коногоном на шахте "Центральная-Ирмино" в Кадиевке Луганской области, что в Донбассе. А затем - крепильщиком, забойщиком.
Технология выработки была неэффективной, когда все операции выполнял один шахтёр - проработав 1-2 часа, откладывал молоток и крепил забои. Техника в то время простаивала, а компрессор гонял воздух вхолостую. Стаханов изменил технологию, с ним работали два крепильщика, и эффективность резко возросла. Это было продемонстрировано накануне Международного юношеского дня 1 сентября.
30 августа 1935 года в 10 часов вечера в шахту вместе с ним спустились начальник участка Машуров, парторг шахты Петров и редактор шахтной многотиражки Михайлов. За 5 часов 45 минут бригада Алексея нарубила 102 тонны, выполнив 14 норм. Через 10 дней Стаханов нарубил за смену 175 тонн угля, а позднее дошёл до 324 тонн за смену. Популярность нового почина приобрела общенародную признательность и повсеместное распространение.
В 1937 году Алексей поступил в Промышленную академию, которую окончил в 1941 году, став горным инженером. Во время войны он работал в Караганде начальником шахты, а с 1943 года стал начальником сектора по обобщению опыта новаторов и передовиков производства в Министерстве угольной промышленности СССР. В 1970 году Стаханову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и молот".
В 1957 году по воле нового руководителя страны Никиты Хрущева Стаханов вернулся на Донбасс, в город Торез, где работал на невысоких должностях в угольной промышленности. В 1974 году он вышел на пенсию, 5 ноября 1977 года умер в клинике от сердечно-сосудистой недостаточности, якобы из-за долгих проблем с алкоголем. Хотя его дочь Виолетта представляет другую версию: в клинике поскользнулся, упал, ударился виском.
Стахановское движение мощно развилось в СССР и стало почти обязаловкой. Есть цифры статистики, по которым до 25% трудящихся включились в это движение. Однако история сохранила не так много имён героев, в основном, это пионеры движения. Вот каких результатов в установлении производственных рекордов они достигли.
1. Александр Харитонович Бусыгин , кузнец Горьковского автомобильного завода, Герой Социалистического Труда. В 1931 году он приехал на строительство Горьковского автозавода, а когда его построили, Александр очень быстро овладел специальностью кузнеца и сумел развить методы этого производства. Значительного повышения производительности труда он достиг за счёт предварительной подготовки рабочего места, совершенствования станков и инструмента, оптимизации приёмов нагрева и штамповки металла. Бригада Бусыгина в сентябре 1935 года установила рекорд, отковав за смену 966, затем - 1001 коленчатый вал при норме 675 штук. Потом он побил свой рекорд, изготовив 1146 валов. Всесоюзное движение новаторов некоторое время носило название стахановско-бусыгинского. Слава о советском кузнеце дошла до американского "Форда", Бусыгина туда приглашали на приличную зарплату, он, конечно, отказался.
2. Кубанский тракторист Константин Борин бил рекорд за рекордом. С 1935 до 1950 годы он был комбайнёром Штейнгартовской МТС Краснодарского края. За сезон 1935 года он убрал комбайном "Коммунар" 780 гектар при норме 160 гектар, в следующем году - 2040 гектар, в 1937 году - 3240 гектар. В 1948 году Борин со своей бригадой намолотил в сцепе двух комбайнов "С-6" 42 300 центнеров зерна. Общая статистика его трудовых подвигов такова: за 15 лет работы в Штейнгартовской МТС он выполнил 89 сезонных норм и намолотил более 480 000 центнеров зерна. Борин первый применил ночную уборку комбайном, загрузку бункера и заправку двигателя на ходу.
3. Макар Мазай , сталевар Мариупольского металлургического завода имени Ильича, рабочий-новатор. Он предложил углубить ванну мартеновской печи и одновременно поднять высоту свода мартена - так в печь стало помещаться намного больше материала для переработки. В октябре 1936 года Макар Мазай установил рекорд по съёму стали с квадратного метра пода печи - 15 тонн за 6 часов 30 минут. Его методы работы переняли все металлурги.
4. Иван Гудов , рабочий-фрезеровщик. В августе 1934 года он чернорабочим поступил на Московский станкостроительный завод имени Орджоникидзе и там с отличием окончил шестимесячные производственно-технические курсы фрезеровщиков. С марта 1935 года Иван начал работать на немецком фрезерном станке "Фриц Вернер", дотошно анализируя технологический процесс. В итоге он нашёл решение, как увеличить количество изготовляемых деталей в 3-4 раза, не теряя их качества. Он обрабатывая детали одновременно двумя фрезами, увеличивал скорость подачи и резания металла. При норме 43 детали в смену, он изготавливал 117 деталей, то есть 410%.
5. Ткачиха Дуся Виноградова - символ нового советского человека. Со своей сменщицей Марусей Виноградовой в мае 1935 года они установили всесоюзный рекорд - стали обслуживать 70 автоматических станков вместо 16. 1 октября 1935 года впервые в практике мировой текстильной промышленности они смогли управляться одновременно с сотней станков, позднее перешли на 240. В текстильной промышленности движение получило широкий отклик у работниц.
6. Железнодорожник Пётр Кривонос . В 1929 году после окончания ФЗУ пришёл в паровозное депо Славянска Донецкой железной дороги. Когда стал машинистом, он первым при вождении грузовых поездов увеличил форсировку котла паровоза, и техническая скорость повысилась вдвое, до 46-47 км/час - это существенный показатель. На железной дороге появились его последователи - кривоносовцы.
7. Поездной диспетчер Клавдия Королёва , лауреат Сталинской премии третьей степени. В 1947 году она организовала работу по уплотнённому графику оборота локомотивов на железнодорожном транспорте. А в 1951 году Королёва додумалась до пропуска тяжеловесных грузовых поездов по постоянному расписанию. И этот метод нашёл широкое применение на сети железных дорог СССР.
8. Перетяжчик обуви Николай Сметанин работал на ленинградской фабрике "Скороход". Взявшись за дело с умом, он выполнил производственную норму на 200%. Чтобы прийти к такому результату, Николай отработал до мельчайших деталей каждое движение. Итог - 21 сентября 1935 года он сработал 1400 пар обуви, между прочим, это был мировой рекорд, советский обувщик обогнал знаменитую чехословацкую фирмы "Бати". 6 октября Николай перетянул и того больше - 1860 пар.
9. Бригадир женской тракторной бригады Паша Ангелина . Дважды Герой Социалистического Труда, символом технически образованной советской работницы, её бригада намного перевыполняла план. Ангелина знаменита своим лозунгом "Сто тысяч подруг - на трактор!".
10. Буровой рабочий Билял Ихласов с 1932 года работал на на руднике Риддерского полиметаллического комбината. 29 сентября 1935 года он не просто установил всесоюзный рекорд добычи руды, а выполнил задание аж на 485 %! Это вдохновило горнодобытчиков, с 1937 года Ихласова назначили инструктором по внедрению передовых методов и приёмов труда - обучать его методам товарищей.
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Александр Харитонович Бусыгин | |
Ошибка создания миниатюры: Файл не найден |
|
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
|
Имя при рождении: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
---|---|
Род деятельности: | |
Дата рождения: | |
Гражданство: |
СССР 22x20px СССР |
Подданство: |
Российская империя 22x20px Российская империя |
Страна: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Дата смерти: | |
Отец: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Мать: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Супруг: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Супруга: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Дети: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Награды и премии: | |
Автограф: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Сайт: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Разное: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). | |
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке |
Алекса́ндр Харито́нович Бусы́гин (28 мая [10 июня ] - 19 февраля ) - кузнец Горьковского автомобильного завода , зачинатель стахановского движения в машиностроении . Герой Социалистического Труда (1975).
Биография
Даже Всесоюзное движение новаторов некоторое время носило название стахановско-бусыгинского . Слава о чудо-кузнеце дошла до Америки . Американские представители передали ему приглашение Форда на завод в Детройт , обещая платить золотом , на что Бусыгин ответил:«Передайте Форду, что для нас Родина дороже золота».
В 1935 году Бусыгин участвовал во Всесоюзном совещании стахановцев, делегировался на XVIII съезд ВКП(б) , позднее дважды стал депутатом Верховного Совета СССР (депутат Совета Союза от Горьковской области - 1-й созыв, 1937-1946 ; 2-й созыв, 1946-1950 ). Окончил Промышленную академию в Москве. Член ВКП(б) /КПСС с 1938 года .
Вся жизнь А. Х. Бусыгина была неразрывно связана с Горьковским автомобильным заводом: он работал начальником каркасного цеха, начальником участка кузнечного цеха, начальником кузнечного цеха, начальником ремонтно-механического участка. За ударный труд награждён орденами Трудового Красного Знамени , Красной Звезды и многими медалями.
Последние годы жизни А. Х. Бусыгин посвятил общественной деятельности и воспитанию молодых рабочих. Персональный пенсионер союзного значения.
Звание «Почётный гражданин города Горького» А. Х. Бусыгину присвоено решением Горьковского городского Совета депутатов трудящихся от 17 июня 1976 года .
Награды и звания
- 2 ордена Ленина (1935, 1975)
- медали
Сочинения
- «Жизнь моя и моих друзей» (Москва, 1938 год)
Память
- Именем А. Х. Бусыгина назван проспект Автозаводского района города Нижний Новгород
- Именем А. Х. Бусыгина названа улица в городе Новосибирск
- 28 февраля 2007 года на проспекте Октября у Дома ветеранов «ГАЗа» состоялось торжественное открытие памятника А. Х. Бусыгину
- мемориальная доска на доме, где жил А. Х. Бусыгин
Напишите отзыв о статье "Бусыгин, Александр Харитонович"
Примечания
Ссылки
- 15px . Сайт «Герои Страны ».
|
Отрывок, характеризующий Бусыгин, Александр Харитонович
Её сердце тихо остановилось... А исстрадавшаяся душа свободно улетала туда, где никто уже не мог причинять ей боли. Милая, добрая девочка ушла, так и не узнав, какой чудесной и радостной могла быть её оборванная, непрожитая жизнь... скольких хороших людей мог осчастливить её Дар... какой высокой и светлой могла быть её непознанная любовь... и как звонко и счастливо могли звучать голоса её не родившихся в этой жизни детей...Успокоившееся в смерти лицо Дамианы разгладилось, и она казалась просто спящей, такой чистой и красивой была теперь... Горько рыдая, я опустилась на грубое сидение рядом с её опустевшим телом... Сердце стыло от горечи и обиды за её невинную, оборванную жизнь... А где-то очень глубоко в душе поднималась лютая ненависть, грозясь вырваться наружу, и смести с лица Земли весь этот преступный, ужасающий мир...
Наконец, как-то собравшись, я ещё раз взглянула на храбрую девочку-ребёнка, мысленно желая ей покоя и счастья в её новом мире, и тихо вышла за дверь...
Увиденный ужас парализовал сознание, лишая желания исследовать папский подвал дальше... грозясь обрушить на меня чьё-то очередное страдание, которое могло оказаться ещё страшней. Собираясь уже уйти наверх, я вдруг неожиданно почувствовала слабый, но очень упорный зов. Удивлённо прислушиваясь, я, наконец, поняла, что меня зовут отсюда же, из этого же подвала. И тут же, забыв все прежние страхи, решила проверить.
Зов повторялся, пока я не подошла прямо к двери, из которой он шёл...
Келья была пустой и влажной, без какого-либо освещения. А в самом её углу, на соломе сидел человек. Подойдя к нему ближе, я неожиданно вскрикнула – это был мой старый знакомый, кардинал Мороне... Его гордое лицо, на сей раз, краснело ссадинами, и, было видно, что кардинал страдал.
– О, я очень рада, что вы живы!.. Здравствуйте монсеньёр! Вы ли пытались звать меня?
Он чуть приподнялся, поморщившись от боли, и очень серьёзно произнёс:
– Да мадонна. Я давно зову вас, но вы почему-то не слышали. Хотя находились совсем рядом.
– Я помогала хорошей девочке проститься с нашим жестоким миром... – печально ответила я. – Зачем я нужна вам, ваше преосвященство? Могу ли я помочь вам?..
– Речь не обо мне, мадонна. Скажите, вашу дочь зовут Анна, не так ли?
Стены комнаты закачались... Анна!!! Господи, только не Анна!.. Я схватилась за какой-то выступающий угол, чтобы не упасть.
– Говорите, монсеньёр... Вы правы, мою дочь зовут Анна.
Мой мир рушился, даже ещё не узнав причины случившегося... Достаточно было уже того, что Караффа упоминал о моей бедной девочке. Ожидать от этого чего-то доброго не было ни какой надежды.
– Когда прошлой ночью Папа «занимался» мною в этом же подвале, человек сообщил ему, что ваша дочь покинула монастырь... И Караффа почему-то был этим очень доволен. Вот поэтому-то я и решил как-то вам сообщить эту новость. Ведь его радость, как я понял, приносит всем только несчастья? Я не ошибся, мадонна?..
– Нет... Вы правы, ваше преосвященство. Сказал ли он что-либо ещё? Даже какую-то мелочь, которая могла бы помочь мне?
В надежде получить хотя бы малейшее «дополнение», спросила я. Но Мороне лишь отрицательно покачал головой...
– Сожалею, мадонна. Он лишь сказал, что вы сильно ошибались, и что любовь никому ещё не приносила добра. Если это о чём-то вам говорит, Изидора.
Я лишь кивнула, стараясь собрать свои разлетающиеся в панике мысли. И пытаясь не показать Мороне, насколько потрясла меня сказанная им новость, как можно спокойнее произнесла:
– Разрешите ли подлечить вас, монсеньёр? Мне кажется, вам опять не помешает моя «ведьмина» помощь. И благодарю вас за весть... Даже за плохую. Всегда ведь лучше заранее знать планы врага, даже самые худшие, не так ли?..
Мороне внимательно всматривался мне в глаза, мучительно стараясь найти в них ответ на какой-то важный для него вопрос. Но моя душа закрылась от мира, чтобы не заболеть... чтобы выстоять предстоящее испытание... И кардинала встречал теперь лишь заученный «светский» взгляд, не позволявший проникнуть в мою застывшую в ужасе душу...
– Неужели вы боитесь, мадонна? – тихо спросил Мороне. – Вы ведь тысячу раз сильнее его! Почему вы его боитесь?!..
– Он имеет что-то, с чем я пока не в силах бороться... И пока не в силах его убить. О, поверьте мне, ваше преосвященство, если б я только нашла ключ к этой ядовитой гадюке!.. – и, опомнившись, тут же опять предложила: – Позвольте мне всё же заняться вами? Я облегчу вашу боль.
Но кардинал, с улыбкой, отказался.
– Завтра я уже буду в другом, более спокойном месте. И надеюсь, Караффа обо мне на время забудет. Ну, а как же вы, мадонна? Что же станет с вами? Я не могу помочь вам из заключения, но мои друзья достаточно влиятельны. Могу ли я быть полезным вам?
– Благодарю вас, монсеньёр, за вашу заботу. Но я не питаю напрасных надежд, надеясь отсюда выйти... Он никогда не отпустит меня... Ни мою бедную дочь. Я живу, чтобы его уничтожить. Ему не должно быть места среди людей.
– Жаль, что я не узнал вас раньше, Изидора. Возможно, мы бы стали добрыми друзьями. А теперь прощайте. Вам нельзя здесь оставаться. Папа обязательно явится пожелать мне «удачи». Вам ни к чему с ним здесь встречаться. Сберегите вашу дочь, мадонна... И не сдавайтесь Караффе. Бог да пребудет с вами!
– О каком Боге вы говорите, монсеньёр? – грустно спросила я.
– Наверняка, уж не о том, которому молится Караффа!.. – улыбнулся на прощание Мороне.
Я ещё мгновение постояла, стараясь запомнить в своей душе образ этого чудесного человека, и махнув на прощание рукой, вышла в коридор.
Небо развёрзлось шквалом тревоги, паники и страха!.. Где находилась сейчас моя храбрая, одинокая девочка?! Что побудило её покинуть Мэтэору?.. На мои настойчивые призывы Анна почему-то не отвечала, хотя я знала, что она меня слышит. Это вселяло ещё большую тревогу, и я лишь из последних сил держалась, чтобы не поддаваться сжигавшей душу панике, так как знала – Караффа непременно воспользуется любой моей слабостью. И тогда мне придётся проиграть, ещё даже не начав сопротивляться...
Уединившись в «своих» покоях, я «зализывала» старые раны, даже не надеясь, что они когда-либо заживут, а просто стараясь быть как можно сильней и спокойнее на случай любой возможности начать войну с Караффой... На чудо надеяться смысла не было, так как я прекрасно знала – в нашем случае чудес не предвиделось... Всё, что произойдёт, я должна буду сделать только сама.
Цирульников, Кузнец Бусыгин и другие: [к 80-летию Горьковского автозавода] / А. Цирульников // Нижегородский рабочий№2 февр. (№ 15). - С. 9
Кузнец Бусыгин и другие
К 80-летию Горьковского автозавода
2012-й - год 80-летия Горьковского автозавода. Среди его первостроителей и первых ударников производства был Александр Харитонович Бусыгин, отковавший свою рабочую славу в цехе тяжелых паровых молотов в середине 1930-х годов.
ДАЛИ ЖАРУ АМЕРИКАНЦАМ
Александр Харитонович смеётся:
А чего тут вспоминать? Чтобы вспоминать, надо забыть, а мне забыть не дают: скоро полвека будет, как об этом рассказываю... Я на строительство Автозавода из ветлужских лесов пришел. Молодой был, сильный и дремучий, как медведь. Строили мы завод и себя строили вместе с ним. Очень нам хотелось скорее начать делать свои отечественные автомашины. Вот и торопились: «Дадим в семнадцать месяцев республике завод!» И дали. А кому на нем работать? Кто имеет опыт делать машины? Со стройки пришли и стали учиться. Кузнецы были нужны. Пошел в кузнецы. Приходилось мне одному на трех молотах смену стоять. На одном ступицу ковал, на другом - коронку, а после трех часов работы переходил на коленчатый вал. А летом вышло так, что я на всю кузницу один остался: кто-то уволился, кто-то заболел, кто-то был в отпуске. Валы срочно понадобились. Я за смену 400 валов дал. А старший мастер Александр Матвеевич Лапин говорит: «Вот еще бы 25 валов, и как раз бы ты норму сделал, какая дана для освоения производства...» А мы с подручным на другой день отковали 600. Лапин прикинул и говорит: «Дай, Сашок, еще 25 валов, и это будет американская расчетная техническая норма. Больше они не делают...»
На третий день мы 901 вал отбили. Лапин подходит, смотрит на пресс, а там счетчик. Я ему: «Матвеич, сколько и куда еще не хватает?» А он смеется: «А ну тебя к черту, медведь!» Махнул рукой и побежал. А потом пошло - 1001 вал, 1010 и больше, больше...
В Москву меня пригласили на совещание ударников. Сталин и Сергей Орджоникидзе стали расспрашивать: что мешает еще лучше работать? Я говорю: печь нагрева не дает... Приехал домой, гляжу, а печи нет, вся разобрана: реконструкция! Через неделю печь пустили - тридцать шесть метров длиной, тридцать шесть форсунок вместо двенадцати. Вот эта печь грела так грела! У старой печи расчет был американский: станешь быстрее работать, металл идет холодный. Двадцать два удара я клал на вал. Валы-то мои легче ваших, но вам надо девять ударов положить, а мне - двадцать два. Так что тут еще посчитать нужно, кто из нас быстрее управляется. Вот когда печь переделали, тогда и я стал в девять ударов работать. Эта технология сохранилась по сегодняшний день. А как в девять ударов дело пошло, так началась у нас с кузнецом Фаустовым схватка настоящая. Оба молодые были, никто уступать не хотел. Эх, и поработал бы я с вами, ребята, - на вашей печи, на вашем молоте да на ваших валах! Чтоб разом покончить все разговоры, кому трудней да кому легче было и есть! Да всякому овощу - свое время, силы уже не те... А за рекорд ваш - спасибо!..
ПОЗДРАВЛЯЛИ НА ПАРУ С ЧКАЛОВЫМ
Однажды Александру Харитоновичу довелось встретиться с Валерием Павловичем Чкаловым.
В 30-е годы в Москве начались регулярные телевизионные программы. Конечно, технически все это было весьма примитивно, но тем не менее горьковчане могли видеть передачи из московской студии. Дома телевизоров еще ни у кого не было, а кое-где в общественных местах они работали, правда, мало чем были похожи на современные приемники изображения и звука.
Во Дворце культуры имени, что в Канавинском районе, сотни горожан по очереди подходили к видеоприбору и, заглядывая в глазок его, смотрели на экране трансляцию из столицы. А в студии, в Москве, в это время находились прославленные земляки - летчик Валерий Павлович Чкалов и кузнец автозавода Александр Харитонович Бусыгин.
У меня была возможность расспросить о той телепередаче самого Бусыгина. Он вспомнил, что она состоялась сразу после перелета Чкалова и его экипажа из Москвы на остров Удд. И три Героя Советского Союза в июльский день 1936 года были приглашены на телевидение, Бусыгин должен был поздравлять Чкалова и его товарищей Байдукова и Белякова от имени рабочего класса города Горького. Александр Харитонович, смеясь, рассказывал, как всем участникам программы в гримерной покрыли лица белой краской, а губы намазали зеленой помадой, глаза же густо подвели черным цветом.
Все мы были люди не робкого десятка, но после того как с нами проделали такую процедуру, чувствовали себя далеко не в своей тарелке, - вспоминал Бусыгин. - Притихли и оробели. А шутить стали, когда передача закончилась и надо было смывать с лица весь этот грим...
Все дело в том, что телекамеры в ту пору работали на фотоэлементах и часто «капризничали»: искажали цвет, а иной оттенок и вовсе не воспринимали. Например, были совершенно не чувствительны к красному цвету. Именно поэтому всех выступавших подвергали столь суровому гриму: надо было «убрать» с лица все красное или похожее на красное. Приходилось гримировать и одежду, и предметы, которые надо было показать, а то нередко были случаи, когда камеры «не брали» их цвет и они прямо-таки исчезали на экране. Случалось, появлялась голова человека, было видно, как он жестикулирует кистями рук, а больше ничего нет. Все остальное словно растворилось. При этом нужно иметь в виду, что весь этот грим служил для того, чтобы получить на экране черно-белую картинку, ни о каком изображении в цвете речь еще не шла...
ПЕРВАЯ ПОЛУТОРКА
Перед Главной проходной Горьковского автозавода в небольшом скверике на постаменте стоит грузовая машина. На табличке вместо номера цифры: 1932, а на пьедестале выбито название автомобиля - ГАЗ-АА.
В январе 2012 года автозаводу в Нижнем Новгороде исполнилось 80 лет. Он начал работать в первый день 1932 года. Город тогда назывался, как сейчас, Нижний Новгород, соответственно завод был Нижегородским, сокращенное название - НАЗ, а первые машины звались «НАЗами», «назиками». И только в октябре 1932 года, когда город стал Горьким, машины стали «ГАЗами», «газиками».
29 января 1932 года в 19 часов 15 минут произошло историческое событие, о котором газеты сообщали так: «Наступил торжественный момент. Включили конвейер, на нем поплыла первая рама грузовика, далее мотор и кабина... Поскольку от поставщика пока не поступило листовой стали, кабину изготовили из фанеры... Под аплодисменты и крики «ура», под звуки заводской сирены сошел первый полуторатонный грузовой автомобиль НАЗ-АА».
31 января была изготовлена 25-я такая машина. На следующий день полуторки впервые появились на улицах. Они ехали с автозавода в Нижегородский кремль, чтобы на них поглядели делегаты 3-й краевой партийной конференции. Десятки машин, сминая снежок, колонной двигались от Главной проходной через весь город. Люди на обочинах и тротуарах останавливались и махали руками, мальчишки гурьбой бежали вслед за машинами, старухи крестились... Многие видели машины впервые. В кремле делегатам партконференции сообщили о прибытии «назиков», в зале раздалась овация. Все заспешили на улицу и группами обступили каждую машину. Шоферы и конструкторы давали пояснения, отвечали на многочисленные вопросы. Интерес и радость людей были понятны: есть первые автозаводские грузовики, в которых так нуждались стройки социализма, заводы, колхозы!
В тот же день другая партия машин на платформах по железной дороге была отправлена в Москву - на XVII партийную конференцию ВКП(б), чтобы их могли осмотреть ее делегаты. Это было событие всесоюзного значения, страна приветствовала рождение первых отечественных грузовых автомобилей, предназначенных для массового производства. Пожалуй, ни одна новая автомашина потом не была встречена с таким общенародным радушием, как эти грузовики «назики»...
В июле 1932 года полуторки выдержали серьезный экзамен: в испытательном пробеге успешно преодолели расстояние в 3200 километров по маршруту Нижний Новгород - Москва - Псков - Витебск - Смоленск - Новгород - Москва - Псков - Витебск - Смоленск - Нижний Новгород и вернулись в хорошем состоянии, снискав славу доброкачественных и надежных машин.
Впереди у этих машин была большая, сложная и прекрасная жизнь, дороги новостроек и бездорожье войны, уборка урожая на колхозных и совхозных полях.
Александр ЦИРУЛЬНИКОВ, novosti @ *****
Фото Нисона КАПЕЛЮША.
Александр Харитонович Бусыгин (28 мая 1907 - 19 февраля 1985) - кузнец Горьковского автомобильного завода, зачинатель стахановского движения в машиностроении. Герой Социалистического Труда (1975).
Биография
Родился 28 мая (10 июня) 1907 года в деревне Колеватовское Костромской губернии, в крестьянской семье. Русский. После окончания начальной школы работал в колхозе.
В 1931 году приехал на строительство Горьковского автозавода. После окончания строительства перешёл на работу в кузницу, в кратчайшие сроки овладев мастерством кузнечного дела и став специалистом высокой квалификации, инициатором принципиально новых методов, направленных на повышение производительности труда. Повышение производительности труда достигалось за счёт предварительной подготовки рабочего места, совершенствования станков и инструмента, оптимизации приёмов нагрева и штамповки металла, усиления трудовой дисциплины.
В сентябре 1935 года бригада, которой руководил Бусыгин, установила рекорд, отковав за смену 966, затем - 1001 коленчатый вал при норме 675 (впоследствии довёл выработку до 1146 валов). За рекордную производительность труда Александр Бусыгин был награждён орденом Ленина.
Даже Всесоюзное движение некоторое время носило название стахановско-бусыгинского. Слава о чудо-кузнеце дошла до Америки. Американские представители передали ему приглашение Форда на завод в Детройт, обещая платить золотом, на что Бусыгин ответил:
«Передайте Форду, что для нас Родина дороже золота».
В 1935 году Бусыгин участвовал во Всесоюзном совещании стахановцев, делегировался на XVIII съезд ВКП(б), позднее дважды стал депутатом Верховного Совета СССР (депутат Совета Союза от Горьковской области - 1-й созыв, 1937-1946; 2-й созыв, 1946-1950). Окончил Промышленную академию в Москве. Член ВКП(б)/КПСС с 1938 года.
Вся жизнь А. Х. Бусыгина была неразрывно связана с Горьковским автомобильным заводом: он работал начальником каркасного цеха, начальником участка кузнечного цеха, начальником кузнечного цеха, начальником ремонтно-механического участка. За ударный труд награждён орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и многими медалями.
Последние годы жизни А. Х. Бусыгин посвятил общественной деятельности и воспитанию молодых рабочих. Персональный пенсионер союзного значения.
Внешние изображения | |
---|---|
Ветеран Горьковского автозавода Бусыгин |
Указом Президиума Верховного Совета СССР в 22 сентября 1975 года за большие заслуги в развитии массового социалистического соревнования, достижение высокой производительности груда, многолетнюю деятельность по внедрению передовых методов работы в автомобильной промышленности и в связи с 40-летием стахановского движения Бусыгину Александру Харитоновичу было присвоено звание «Героя Социалистического Труда» с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Звание «Почётный гражданин города Горького» А. Х. Бусыгину присвоено решением Горьковского городского Совета депутатов трудящихся от 17 июня 1976 года.
Награды и звания
- Герой Социалистического Труда (1975)
- 2 ордена Ленина (1935, 1975)
- Орден Трудового Красного Знамени
- Орден Красной Звезды
- медали
- Почётный гражданин города Горького (1976)
Сочинения
- «Жизнь моя и моих друзей» (Москва, 1938 год)
Память
- Именем А. Х. Бусыгина назван проспект Автозаводского района города Нижний Новгород
- Именем А. Х. Бусыгина названа улица в городе Новосибирск
- 28 февраля 2007 года на проспекте Октября у Дома ветеранов «ГАЗа» состоялось торжественное открытие памятника А. Х. Бусыгину
- мемориальная доска на доме, где жил А. Х. Бусыгин
Алекса́ндр Харито́нович Бусы́гин (28 мая 1907 - 19 февраля 1985) - кузнец Горьковского автомобильного завода, зачинатель стахановского движения в машиностроении. Герой Социалистического Труда (1975).
Родился 28 мая (10 июня) 1907 года в деревне Колеватовское Костромской губернии, в крестьянской семье. Русский. После окончания начальной школы работал в колхозе.
В 1931 году приехал на строительство Горьковского автозавода. После окончания строительства перешёл на работу в кузницу, в кратчайшие сроки овладев мастерством кузнечного дела и став специалистом высокой квалификации, инициатором принципиально новых методов, направленных на повышение производительности труда. Повышение производительности труда достигалось за счёт предварительной подготовки рабочего места, совершенствования станков и инструмента, оптимизации приёмов нагрева и штамповки металла, усиления трудовой дисциплины.
В сентябре 1935 года бригада, которой руководил Бусыгин, установила рекорд, отковав за смену 966, затем - 1001 коленчатый вал при норме 675 (впоследствии довёл выработку до 1146 валов). За рекордную производительность труда Александр Бусыгин был награждён орденом Ленина.
Даже Всесоюзное движение некоторое время носило название стахановско-бусыгинского . Слава о чудо-кузнеце дошла до Америки. Американские представители передали ему приглашение Форда на завод в Детройт, обещая платить золотом, на что Бусыгин ответил:
«Передайте Форду, что для нас Родина дороже золота».
В 1935 году Бусыгин участвовал во Всесоюзном совещании стахановцев, делегировался на XVIII съезд ВКП(б), позднее дважды стал депутатом Верховного Совета СССР (депутат Совета Союза от Горьковской области - 1-й созыв, 1937-1946; 2-й созыв, 1946-1950). Окончил Промышленную академию в Москве. Член ВКП(б)/КПСС с 1938 года.
Вся жизнь А. Х. Бусыгина была неразрывно связана с Горьковским автомобильным заводом: он работал начальником каркасного цеха, начальником участка кузнечного цеха, начальником кузнечного цеха, начальником ремонтно-механического участка. За ударный труд награждён орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и многими медалями.
Последние годы жизни А. Х. Бусыгин посвятил общественной деятельности и воспитанию молодых рабочих. Персональный пенсионер союзного значения.
Указом Президиума Верховного Совета СССР в 22 сентября 1975 года за большие заслуги в развитии массового социалистического соревнования, достижение высокой производительности груда, многолетнюю деятельность по внедрению передовых методов работы в автомобильной промышленности и в связи с 40-летием стахановского движения Бусыгину Александру Харитоновичу было присвоено звание «Героя Социалистического Труда» с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Звание «Почётный гражданин города Горького» А. Х. Бусыгину присвоено решением Горьковского городского Совета депутатов трудящихся от 17 июня 1976 года.