Судоходные каналы: расположение, описание, характеристики. Крупнейшие судоходные каналы мира Какой канал самый длинный в мире

Судоходные каналы: расположение, описание, характеристики. Крупнейшие судоходные каналы мира Какой канал самый длинный в мире

Канал им. Москвы (рис. 11.9) длиной 126 км соединяет водохранилище Иваньковского гидроузла на р. Волге и р. Москву. Северный склон канала длиной 73 км имеет пять шлюзов, которые обеспечивают подъем судов на 38 м. Водораздельный бьеф канала имеет длину 49 км (между шлюзами № 6 и № 7). Короткий южный склон (4 км) в пределах г. Москвы преодолевается двумя двухкамерными шлюзами № 8 и № 9.

Водораздельный бьеф канала питается волжской водой, которая подается насосными станциями и расходуется как на шлюзование судов, так и на водоснабжение г. Москвы.

На водоразделе располагаются Икшинское, Учинское, Клязьменское и Химкинское водохранилища. Насосные станции размещены на гидроузлах № 2, № 3, № 4, № 5 и № 6.

Волго-Донской (рис. 11.10) судоходный канал соединяет р. Волгу с р. Дон. Длина канала 101 км. При этом Волжский склон имеет длину 21 км, на котором расположено 9 шлюзов, с помощью которых суда поднимаются от р. Волги до водораздельного бьефа на 88 м. Спуск судов от водораздельного бьефа, где между шлюзами № 9 и № 10 располагается Варваровское водохранилище, до Цимлянского водохранилища на р. Дон производится на 43 м через 4 шлюза. Питание водораздельного бьефа производится донской водой с помощью 3-х насосных станций.

Волго-Балтийский канал (рис. 11.11) распложен между Онежским озером и Рыбинским водохранилищем на р. Волга. На северном склоне канала (подъем 80 м) расположено 6 шлюзов (№ 1-6), на южном склоне (13 м) один Шекснинский шлюз (№ 7). В последние годы на Шекснинском гидроузле параллельно шлюзу № 7 построен шлюз № 8 с несколько большими габаритами. Этот шлюз является первым из шлюзов II-ой нитки Волго-Балтийского канала, которую планируется построить в перспективе.

Питание водораздельного бьефа канала, где расположено Белое озеро, осуществляется за счет естественного стока многочисленных рек, крупнейшими из которых являются река Ковжа, Вытегра, Шексна. Этого стока достаточно не только для шлюзования судов, но и для выработки электроэнергии на Шекснинской и Вытегорской ГЭС.

Беломорско-Балтийский канал (рис. 11.12) длиной 227 км соединяет Онежское озеро и Белое море. Южный склон канала имеет семь шлюзов, из которых шесть – двухкамерные. Высота подъема Онежского озера до водораздельного бьефа 70 м. Северный склон в сторону Белого моря имеет падение 100 м, которое преодолевается двенадцатью шлюзами. Питание водораздельного бьефа и промежуточных бьефов между полушлюзами естественное за счет стока рек и крупных озер. Крупнейшие реки Выг, Сегежа, а самое крупное – озеро Выг. На трассе Беломорско-Балтийского канала построено несколько гидростанций.

Водные пути играют важную роль в истории транспортного сообщения. Сегодня все еще есть такие города как Венеция, Бирмингем и Гитхорн, всемирно известные своей системой прекрасных водных каналов. В этой подборке представлен список 10 городов мира с самыми красивыми каналами. Предлагаю вам совершить увлекательное фото-путешествие по красивейшим уголкам мира.

Кантхо, Вьетнам

Большой вьетнамский город Кантхо расположен в дельте Меконга с разветвленной сетью многочисленных каналов и рек. Полная продолжительность водных путей города составляет 1157 км. В их основе лежит Река Хау - крупнейшее ответвление Меконга вдоль северной стороны Кантхо. Кроме огромных сетей каналов, главной достопримечательностью Кантхо являются плавающие рынки. Торговые лодки по течению предлагают здесь широчайший ассортимент товаров, многие из которых созданы местными жителями. Самый большой плавающий рынок в городе Кантхо - знаменитый Каи Ранг. Экскурсия по каналам Кантхо является лучшим способом приобрести местные товары и познать культурные аспекты города.



Кейп-Корал, Флорида

Город Кейп-Корал во Флориде известен своими красивыми каналами общей длиной около 600 километров. Это самая длинная система рукотворных каналов в мире. В городе есть как пресноводные, так и морские озера, что делает город еще более уникальным. Искусственные каналы Кейп-Корала длиной в несколько сотен километров были вырыты в 1970-х годах. Система каналов по сей день обеспечивает достаточное количество воды для ирригации и защищает город от наводнения.



Бангкок, Таиланд

Система каналов была неотъемлемой частью города Бангкока начиная с 18-го века. Первые водные пути города были вырыты для защиты его границ. В течение 19-го века система каналов в Бангкоке была значительно расширена для ирригации и транспорта. Сегодня многие из водных путей осушены, но каналы все еще играют важную роль в транспортной системе страны. Каналы в Бангкоке обычно называют хлонгами. Хлонг Саен Саиб длиной в 18 км - главный канал Бангкока, пересекающий город с востока на запад. Экскурсия на лодке по этому каналу - лучший способ осмотра достопримечательностей Бангкока. Такой тур позволяет исследовать важные исторические места и торговые центры города. Плавающие рынки - еще одна особенность водных путей Бангкока. Множество красочных торговых лодок продают местные товары, создавая непередаваемую атмосферу. Всего в городе насчитывается 5 главных плавающих рынков. Настоятельно рекомендую вам посетить хотя бы один из них.



Брюгге, Бельгия

Большой средневековый город Брюгге знаменит своими красивыми каналами и вековыми укреплениями. Благодаря водным путям Брюгге также называют ‘Венецией Севера’. Тур по каналам - лучший способ увидеть город и его достопримечательности. Уютные каналы Брюгге соединяют все главные части города. Вы можете отправиться на увлекательную экскурсию по городу из разных мест. Средняя продолжительность такого путешествия составляет 30 минут. Взгляд на город Брюгге со стороны воды позволит вам познать этот город во всех его проявлениях.



Стокгольм, Швеция

Стокгольм - столица Швеции, основанная на 14 островах озера Маларен. Обширный Стокгольмский архипелаг соединяет город с Балтийским морем на востоке. Охватывающий более 30000 маленьких и больших островов Стокгольмский архипелаг является самым большим архипелагом в Швеции. Путешествие на лодке - лучший способ изучить город Стокгольм и множество красивых островов. Сверкающие голубые воды Стокгольмского архипелага поразительно чистые, так что можно ловить рыбу и купаться прямо в черте города. Стокгольм считается одним из самых зеленых городов в мире с 12 большими природными парками.



Аллеппи, Индия

Город Аллеппи в индийском штате Керала известен как ‘Венеция Востока’. Живописный город включает сеть лагун, рек и озер, входящих в состав знаменитых болот Кералы. Национальный парк Керала охватывает 1500 км каналов, озер и пресноводных рек. Болото Вембанад в Аллеппи - одна из самых живописных частей Кералы с площадью поверхности в 2033 квадратных километра. Это также самое большое озеро в штате Керала. Вы можете взять напрокат плавучий дом и скоростную моторную лодку, чтобы путешествовать по каналам Аллеппи. Это отличный шанс познать культуру и захватывающую дух естественную красоту города.



Сучжоу, Китай

Исторический китайский город Сучжоу вызывает восхищение своими красивыми садами и каналами. Город пересекается 15 небольшими каналами и расположен поблизости к Гранд-каналу - масштабному водному пути Китая длиной почти в 2000 километров. Это самый длинный рукотворный водный путь в мире, построенный в период между 581 и 618 годами. Вдоль каналов города Сучжоу расположились многочисленные исторические достопримечательности, интересные для путешественников.



Гитхорн, Нидерланды

Гитхорн - красивая деревня в Нидерландах, где нет дорог. Все дома этой деревни разделены каналами и связаны друг с другом небольшими мостами. Всего в этом небольшом поселении насчитывается более 180 мостов. Гитхорн также известен, как ‘Венеция Нидерландов’. Здесь нет автомобилей, а местные жители перемещаются на лодках и велосипедах. По каналам-улицам Гитхорна курсируют специальные бесшумные туристические лодки с тихими электродвигателями вместо шумных бензиновых моторов. Это отличное место для романтической экскурсии, которая запомниться на всю жизнь.



Бирмингем, Англия

Бирмингем является вторым самым густонаселенным городом Англии с 1.9 миллионами жителей. Город также знаменит 150 километрами симпатичных судоходных каналов. По общей длине каналов Бирмингем превосходит Венецию. Первый канал города Бирмингема был вырыт в 1769 году. Он должен был соединить Бирмингем с городом Веднесбэри. В 18 веке общая протяженность каналов города составляла более 200 километров, но до наших дней сохранилось около 150 км. Увлекательная экскурсия по спокойным живописным каналам Бирмингема откроет вам волшебный вид на этот город.



Венеция, Италия

Венеция является самым знаменитым городом в мире с красивыми каналами. Это действительно уникальный город, расположенный на группе из 118 связанных каналами и мостами островов. Всего в городе насчитывается 170 каналов и не меньшее количество мостов. Этот город отличается уникальным географическим расположением, ежедневно принимая более 50000 посетителей. Венеция - самый большой город без автомобилей в Европе. Традиционная гребная шлюпка под названием Гондола является здесь главным видом транспорта. Сегодня в городе насчитывается более 350 гондол. Гранд-канал 3800 метров длиной - главный и самый знаменитый водный путь в Венеции. Экскурсия на гондоле по Гранд-каналу и другим небольшим каналам является неотъемлемой частью туристической программы посещения города. В дополнение к спокойной поездке вы можете наслаждаться красотой захватывающих дворцов и других исторических зданий Венеции, большинство из которых расположены вдоль городских каналов.



Каналы имеют два основных назначения : для сокращения водных маршрутов (транспортная функция) и для доставки или отвода воды. Зачастую каналы совмещают в себе обе функции.

В зависимости от предназначения каналы подразделяются на несколько видов:

  • мелиоративные, которые, в свою очередь, бывают ирригационными (оросительными) и дренажными (осушительными);
  • водопроводные, которые полают воду к месту ее потребления;
  • энергетические, которые подводят воду из рек к турбинам гидроэлектростанции (ГЭС), а затем отводят прошедшую через турбины воду за пределы ГЭС;
  • судоходные, которые соединяют реки, озера, моря и рассчитаны, как правило, на всевозможный — от маленьких лодок до огромных сухогрузов.

Последние подразделяются на пресноводные и морские, открытые и шлюзованные.

В свою очередь, пресноводные каналы бывают транзитные (соединяют несколько водоемов), водораздельные (связывают бассейны двух рек), обходные (обводные) или спрямляющие (огибают порожистые или бурные участки, а также сокращают путь между двумя пунктами извилистого русла) и соединяющие (их прокладывают от водных дорог к крупным промышленным центрам).

Открытые каналы соединяют водные пути с одинаковым уровнем воды (например. Суэцкий и Коринфский), а шлюзованные — водоемы с разными уровнями (например, Панамский и Кильский).

Первые каналы появились на Земле в конце VI тысячелетия до н. э. в Месопотамии и выполняли оросительную функцию.

Возможно, в Древнем Египте появился и первый в мире судоходный канал. Он соединял Красное море с одним из притоков Нила — рекой, впадавшей в Средиземное морс. Благодаря этому каналу корабли могли п опадать из одного моря в другое. Строительство канала было начато около 600 г. до н. э. и продолжалось до 518 г. до н. э. Со временем он был погребен под песками пустыни.

Рис. 1. Формы поперечного сечения каналов: а — трапецеидальная; б — прямоугольная; в — полигональная

Различие каналов по форме русла представлено на рис. 1.

Глава IV . Искусственные водные пути.

К искусственным водным путям относятся водохранилища, каналы и шлюзованные реки.

§ 12. Водохранилища.

Водохранилища представляют собой искусственные озера, образованные от подпора воды плотинами. По внешнему виду водохранилища сходны с озерами, но отличаются от них по судоходным и гидрометеорологическим условиям, равно как и от рек, в пойме которых они образовались.

Для водохранилищ характерно изменение рельефа дна, в прошлом речного, и затопленной речной поймы. Чередование глубоких и мелких мест меняется довольно часто и беспорядочно, отчего изменяется положение судоходных трасс. В прибрежных районах за счет разрушения берегов от волнения изменяется рельеф, что наиболее характерно для мест, где происходят большие колебания уровней воды, сильные волнения, а дно и берега легко размываемы.

Некоторые водохранилища имеют свои особенности. Например, Рыбинское водохранилище имеет торфянистое дно, поэтому там часто всплывает торф огромными плавучими островами площадью до 100 га и толщиной слоя торфа до 6 м. Эти торфяные острова выносятся на фарватер и затрудняют судоходство.

Наиболее глубокие участки водохранилищ находятся ближе к плотинам, там плавание проходит как по основному фарватеру, так и вне его. На верхних по течению участках водохранилищ транспортное судоходство вне фарватера обычно отсутствует, так как глубина там мала и резко колеблется в зависимости от изменения уровня водохранилища (из-за сброса воды через плотину). Поэтому, несмотря на огромные площади водохранилищ, судоходство на них осуществляется только по основным судоходным трассам. Прежде чем сойти с основной трассы водохранилища, нужно быть уверенным, что во время плавания вне ее не произойдет понижения горизонта воды, которое может вызвать обсыхание судна.

Хотя водохранилища по размерам приближаются к большим озерам, ветровой и особенно волновой режимы на них не похожи ни на озерные, ни на морские. Высота волн на отдельных водохранилищах может быть особенно большой (см. § 35 «Волновой режим»).

Ориентирование местоположения судна и выбор курса на водохранилищах во многом отличны от принятых в речных и озерных естественных условиях. Суда идут по определенным, заранее подготовленным по глубине и ширине трассам, которые, как правило, проходят на большом удалении от берега. Если трасса в какой-то части проходит у берегов, условия плавания приближаются к речным.

Отдаленность трасс от берегов часто делает невозможным ориентирование и контроль за движением судна по береговым ориентирам. Это особенно касается маломерных судов, так как дальность видимости с них небольшая. Поэтому при проводке судов по водохранилищу нужно уметь определять местоположение судна и осуществлять контроль за курсом по карте и компасу, т. е. применять штурманский метод судовождения.

На картах водохранилищ обычно даются рекомендованные, заранее проложенные курсы. Штурманский метод судовождения необходимо применять повседневно для контроля местоположения судна, так как плавучая обстановка может быть смещена со своих штатных мест. Осенью и весной, когда навигационное оборудование трасс водохранилищ еще не выставлено, плавание возможно только по компасу и карте.

Следует всегда помнить, что на водохранилищах имеются специальные порты-убежища, в которые уходят суда с трасс во время шторма или перед ним, при неблагоприятных прогнозах. Места нахождения портов-убежищ должны быть заранее известны судоводителям-любителям.

Кроме описанных выше больших водоxpaнилищ разряда О, есть малые водохранилища разряда Р, где условия плавания и ориентирования не отличаются от речных.

§ 13. Каналы.

Судоходным каналом называется гидротехническое сооружение с искусственно созданным судоходным руслом для связи рек, озер, водохранилищ и морей. Судоходные каналы могут быть соединительные, подходные и обходные, а также шлюзованные и открытые нешлюзованные.

Соединительные каналы связывают обычно бассейны двух различных морей, рек или озер. Например, Волго-Донской канал имени Ленина соединяет реки Волгу и Дон, Беломорско-Балтийский канал - Белое море с Балтийским, канал имени Москвы - реку Волгу с Москвой-рекой.

Подходные каналы обеспечивают подход судам с основного судоходного фарватера моря, озера, реки к причалам населенных пунктов и предприятий.

Обходные каналы предназначены для обхода озер и рек, в которых плавание затруднено из-за частых штормов, порогов и т. п. Так, существуют каналы в обход порогов Дуная, Приладожский и Прионежский каналы и др.

Шлюзованные каналы соединяют водные бассейны с разными горизонтами воды, поэтому на канале делаются судоходные шлюзы. К шлюзованным каналам относится большинство каналов внутренних водных путей СССР.

Открытые нешлюзованные каналы соединяют водные бассейны с одинаковыми уровнями воды. Чаще всего это морские каналы.

Большинство открытых каналов проложено по естественным глубинам, например, Архангельский, Херсонский, Волго-Каспийский, Днепро-Бугский морской канал на подходах к Николаеву на Буге и т. д. Некоторые открытые каналы по всей длине или на отдельных участках ограждены искусственными насыпями - дамбами, например, Ленинградский, Калининградский и Ждановский каналы. На последних двух каналах дамбы устроены только с одной стороны. Поперечное сечение каналов может быть разнообразным: трапециевидным, ложбинообразным и т. п.

Обычно ширина судоходных каналов рассчитана на двустороннее движение по ним, но в отдельных местах, в частности на поворотах, каналы могут иметь ширину большую, чем основные прямые участки. Ограниченная ширина делает управление судном на канале близким к речному. Управление судном на шлюзованных каналах осложняется не только стесненностью судового хода, но значительным числом гидротехнических сооружений и выложенных камнем откосов.

Плавание маломерных судов по шлюзованным каналам с большим и оживленным судоходством осложняется возможностью присасывания этих судов к другим, большим по водоизмещению, при расхождении (см. § 47, 48). Кроме того, волна, образованная крупными и быстроходными судами, отраженная от каменных берегов каналов, создает толчею и легко сбивает малое судно с курса. Составы на изгибах канала и на прямых участках при ветре идут так, что начало состава находится у одного берега, а окончание толкаемого состава у противоположного. Обогнать такой буксирный состав в канале часто невозможно в течение продолжительного времени. На каналах особенно сильно ощутим даже небольшой ветер, который затрудняет расхождение судов при встрече и обгоне.


Рис. 30. Общая схема шлюза и подхода к нему: 1 - река; 2 -правый берег; 3 - левый берег; 4 - плотина; 5 - камера шлюза; 6 - верхняя голова шлюза; 7 - нижняя голова шлюза; 8 -верхний подходный канал; 9 - нижний подходный канал; 10 -верхние ворота; 11- нижние ворота; 12 - шкафная ниша для помещения створок открытых ворот; 13 - короткая водопроводная галерея для наполнения камеры шлюза; 13а - водопроводная галерея для опорожнения камеры шлюза; 14 - затвор водопроводной галереи; 15 -стенки камеры шлюза; 16- верхние направляющие палы-эстакады; 17 - нижние направляющие палы-эстакады; 18 -верхнее разделительное сооружение; 19 - нижнее разделительное сооружение; 20 -белый бакен; 21 - знак «Сигнал»; 22 - семафор или светофор дальнего действия; 23 двухзначные светофоры, разрешающие или запрещающие выход из камеры; 24 - ограничительные огни на подходах к шлюзу; 25 - стоповые огни на стенках камеры шлюза; 26 - огни на створках ворот шлюза

Если канал относится к внутренним водным путям, то выставляется судоходная обстановка для искусственных водных путей; если канал морской, выставляется морское навигационное оборудование.

§ 14. Шлюзы.

Шлюз - гидротехническое сооружение, представляющее собой камеру для перемещения судов с одного повышенного уровня воды - бьефа - выше шлюза (плотины) на другой, более низкий уровень воды ниже шлюза или, наоборот, с нижнего бьефа на верхний.

Шлюзы строятся на реках в гидротехническом комплексе, называемом гидроузлом, в который, кроме шлюза, входят: плотины, подходные к шлюзу деривационные каналы, дамбы, причальные стенки для ожидания шлюзования судов и пр. Шлюзы строятся также и на каналах.

В зависимости от числа камер шлюзы бывают однокамерные (наиболее распространенные), двухкамерные и т. д. Для одновременного двустороннего прохода шлюзов предназначены параллельные шлюзы - «в две нитки».

Шлюз состоит из верхней и нижней головы камеры, самой камеры и подходных каналов (рис. 30).

Головы шлюза объединяют в себе наиболее массивные устройства у стен сооружения на концах камеры. В головах шлюза располагаются ворота и ниши в стенах для убирания ворот - шкафные части шлюза, а также водопроводные системы для наполнения и опорожнения камеры. Ворота шлюза могут быть в виде створок, сегментные и опускные (опускаются вниз), а также плоские. Уступ для шлюза под водой, в который упираются закрытые ворота, называется порогом, или королем.

Камера шлюза - это бассейн между головами шлюза, где судно перемещается по вертикали с одного бьефа на другой. Камеры шлюзов в плане могут быть длиной до 300 м и шириной до 30 м.

Подходные или деривационные каналы служат для подхода судов к шлюзу и ожидания шлюзования.

Для закрепления швартовых тросов, подаваемых с судов, камера шлюза оборудована специальными швартовыми устройствами. К ним относятся причальные тумбы, неподвижные крюки и рымы, плавучие рымы и крюки.

Панамский канал (рис. 11.13) соединяет Атлантический и Тихий океаны, образуя водный путь через Панамский перешеек. Идея создания водного пути между океанами возникла еще в 1534 году, когда король Испании Карлос I приказал выполнить осмотр маршрута предполагаемого канала. Однако только в 1880 году к строительству канала приступила французская компания, но в течение 20 лет ей не удалось выполнить задуманный проект. В 1903 году США и Панама подписали договор о строительстве. Спустя 10 лет канал был построен, и 15 августа 1914 года через него прошли первые суда.

Панамский канал имеет 3-х камерный Гатунский шлюз, который позволяет судам из Атлантического океана подняться на 26 метров над уровнем моря и выйти в оз. Гатун. Оттуда суда проходят каналом к однокамерному шлюзу Педро-Мигель, где опускаются на 9,5 м, а затем, пройдя озеро Мирафлорес и одноименный двухкамерный шлюз, попадают в Тихий океан. Подходной канал от океана до шлюза рассчитан на приливы и отливы высотой 3 м.

Камеры судоходных шлюзов канала имеют размеры: длина – 305 м, ширина – 33 м, напоры на каждую камеру 9,0...9,5 м.

Для шлюзования судов используются запасы воды, которые накапливаются в озере Гатун, площадью 423 кв. км за счет стока реки Чагрес. Постоянный уровень воды в озере Гатун поддерживается Гатунской земляной плотиной, а потери воды из озера компенсируются попусками воды из озера Модден, которое расположено в русле реки Чагрес и поддерживается водорегулирующей плотиной.

Через канал проходят суда с осадкой 12 метров. Время прохождения судна занимает 9 часов.

Затраты на эксплуатацию канала составляют 450 млн. долларов в год, при этом 100 млн. долл. затрачивается на техническое обслуживание и усовершенствование канала.

В настоящее время канал обслуживается совместной Панамо-американской комиссией. В дальнейшем предполагается передача канала в ведение государства Панама. В 2009 г. началось строительство на канале третьей нитки шлюзов, что расширит пропускную способность канала.

Суэцкий канал соединяющий Средиземное и Красное море, имеет исключительно важное значение, открывая прямой водный путь из Европы в Азию и Австралию, сократив при этом на десятки тысяч километров прежний водный путь в обход Африки вокруг мыса Доброй Надежды.

Идея соединения двух морей – Средиземного и Красного – зародилась в глубокой древности. По некоторым данным такой канал существовал, но соединял он Красное море с одним из протоков Нила, по которому суда фараонов выходили в Средиземное море.

Существующий канал минует реку Нил и непосредственно соединяет Средиземное и Красное море. Первый проект соединения был составлен в 1803 году французскими инженерами по заказу Наполеона, однако только в 1858 году французскому предпринимателю Лессепсу удалось приступить к его реализации. Для строительства канала привлекались египетские крестьяне (феллахи). Число рабочих в 1863 году составляло более 36 тысяч человек. В 1869 году канал был открыт для судоходства.

Трасса канала с севера проходит по лагунам, сообщающимся с рукавами Нила и со Средиземным морем, затем по песчаной пустыне, возвышающейся сначала на 4 м, а потом до 12-15 м над уровнем моря. Это наиболее высокая часть местности. Затем канал проходит по болотистой местности, по озеру Тимза, по двум соленым озерам (Большое и Малое), снова по песчаной равнине, а затем пересекает скальный массив, протяжением около 10 км.

Общее протяжение канала после открытия составляло 164 км при глубине 8 м. В настоящее время глубина канала увеличилась до 12 м и его длина возросла до 171 км за счет продления мелководной части со стороны Средиземного и Красного морей.

Ширина канала по дну при открытии была равной 22 м, в настоящее время его ширина составляет более 60 м.

Колебания уровня Средиземного моря у Порт-Саида вследствие ветровых сгонов и нагонов составляют 0,6 м. Приливов и отливов здесь не наблюдается.

В южном устье канала у города Суэц в связи с сообщением Красного моря с Индийским океаном наблюдается приливно-отливные колебания от 1 до 2 м. Эти незначительные колебания уровней не вызывают существенных течений по каналу, тем более что на трассе канала расположен ряд озер, которые снижают уклоны вдоль канала. Это и позволило построить Суэцкий канал открытым, без устройства судоходных шлюзов - как в устьевых участках, так и по всей трассе.

Кильский канал (рис. 11.14) соединяет Кильскую бухту Балтийского моря с устьевым участком реки Эльбы, недалеко от ее впадения в Северное море.

Создание глубоководного Кильского канала Германией было обусловлено рядом причин. Во-первых, стремлением избежать прохода судов по датским проливам, где извилистый фарватер и малые глубины допускают движение судов с осадкой не более 8-9 м. Во-вторых, необходимостью избежать опасности для судов, вызванных частыми туманами на северном побережье страны. И, в-третьих, необходимо было сократить протяженность водного пути.

В период, когда были принято решение о строительстве канала (1871 г.) Германии, необходимо было предвидеть возможность ведения боевых действий как в Северном, так и в Балтийском морях. Поэтому Кильский канал был построен в 1895 году в габаритах, обеспечивающих пропуск военных кораблей, а в 1914 году перед началом первой мировой войны был реконструирован.

Местность по трассе канала длиной 99 км представляет равнину, высота которой составляет в основном 10-15 м над уровнем моря.

Как со стороны Балтийского, так и стороны Северного морей возведены шлюзы, которые компенсируют колебания уровней.

В Кильской бухте, имеющей воронкообразную форму, происходят колебания уровней, вызванные ветровыми нагонами (до 3 м) и сгонами (до 2,3 м). В другом конце канала колебания уровней вызваны приливами и отливами, что приводит к ежесуточным колебаниям уровней до 9 м.

Шлюзы Кильского канала имеют габариты: длина 330 м, ширина 45 м, глубина на пороге 13,8 м.

Сайменский канал (рис. 11.15) соединяет системы внутренних озер Финляндии (оз. Сайма) с Балтийским морем. Канал проходит частично по территории России, которая передана в аренду Финляндии. Так как уровень воды озера Сайма расположен на 70 м выше уровня Балтийского моря, то перепад между озером и морем преодолевается восьмью шлюзами, расположенными по трассе канала. Трасса канала по финской территории имеет длину 23,33 км, в том числе 21,15 км по искусственному руслу, а 2,18 км по озерам. На российской стороне 10,91 км по искусственному руслу, а 8,69 км по озерам.

Питание канала осуществляется из озера Сайма, а также за счет притока малых рек и озер на трассе канала. Регулирование уровней в бьефах производится через сифонные водосбросы, установленные в головах малых шлюзов старой трассы канала, построенного еще в позапрошлом веке.

Существующие шлюзы канала имеют габариты: длина – 85 м, ширина – 13,2 м, глубина – 5,2 м и рассчитаны на суда с максимальными габаритами: длина 82,0 м, ширина – 12,2 м, осадка – 4,35 м, надводный габарит – 24,5 м.

© 2024 dhmoscow.ru - Компьютер надо изучать