Компьютер - помощь людям с ограниченной возможностью. Компьютер для людей с ограниченными возможностями

Компьютер - помощь людям с ограниченной возможностью. Компьютер для людей с ограниченными возможностями

09.04.2024

1. Технологии для людей с нарушением зрения

Для неполноценных людей компьютеры обеспечивают хорошую замену утраченных способностей; позволяют более эффективно проводить специальное обучение; открывают доступ к информации, недоступной им другим способом; предоставляют новые возможности для получения образования, работы, общения с людьми и проведения досуга.

Слепые люди могут использовать компьютеры с программами и устройствами, позволяющими воспроизводить речь. При помощи синтезатора речи компьютер произносит любые слова, возникающие на экране. Это открывает доступ слепым к использованию большинства возможностей компьютеров.

В дополнение к этому устройства и программы распознавание образов в сочетании со специальными устройствами вывода позволяют компьютерам преобразовать напечатанный текст в осязательную форму, шрифт Брайля или речь.

Внешне компьютер для слепого ничем не отличается от обыкновенного. Единственное специальное приспособление - «брайлевский» дисплей. Из коробочки торчат крохотные пластиковые штырьки, с помощью которых можно переводить обычные слова на «язык незрячих» (по правилам азбуки Брайля). Пощупав или нажав их, человек может прочесть написанное, отдать команду. На этом разница в «железе» заканчивается. Остальные хитрости спрятаны в софте на жестком диске компьютера.

Кстати, хорошо обученные слепцы могут работать быстрее зрячего человека. Те, кто умеет набивать тексты «вслепую», знают, что печатать десятью пальцами гораздо удобнее, чем двумя. К тому же не нужно отвлекаться на работу с мышью - те же команды можно набрать с клавиатуры.

Современные технологии как бы открывают наш полноцветный мир людям, лишенным зрения. Например, программа экранного доступа - JAWS озвучивает все действия клавиатуры. Нажимаете на букву «А» - компьютер произносит этот звук. Нажал на PAUSE - в ответ: «Пауза». Так слепые люди могут без посторонней помощи выполнять любую работу: например, писать письма, создавать базы данных и даже программировать. Для слабовидящих людей предназначена другая программа - ZoomText. С ее помощью мышкой можно увеличивать любой «непонятный» объект на экране и работать c выделеннымлфрагментом.

Увы, больше никаких приспособлений, позволяющих незрячим освоить компьютер, в России нет. У Всероссийского общества слепых нет денег для перевода на русский язык иностранных программ. А разнообразные «железки», упрощающие жизнь инвалидам, часто на границе задерживают таможенники. В их каталогах подобные товары не значатся, и они не знают, как их классифицировать.

В США создан компьютер, позволяющий слепым видеть. Телекамера в виде очков соединена с мини-компьютером, который можно носить на поясе или в сумке. Компьютер обрабатывает видеосигнал с камеры и с помощью 68 вживленных платиновых электродов передает его непосредственно в мозг.

В Израиле налажено производство компьютерных мышей, позволяющих слепым людям пользоваться компьютером. На спинке такой мышки имеются три панели с выступающими подвижными стерженьками, которые переводят в выпуклый шрифт Брайля текст с экрана монитора. Кроме того, мышь может синтезированным голосом сообщать, в какой точке экрана находится курсор, на какой объект он наведен. Система позволяет слепым читать с экрана, заниматься компьютерной графикой, играть.

А вот специалисты Японского космического агентства разработали монитор с 3072 выдвижными штырьками, позволяющий воспринимать изображения на ощупь, прикасаясь руками к экрану. Правда, четкость изображений снижена по сравнению с обычным монитором в сто раз.

Генератор тестовых сигналов для проверки зрения

Острота зрения - чувствительность зрительного анализатора, которая отображает способность отличать составные части и границы заметных объектов; ориентируется по минимальному угловому расстоянию между 2-мя точками...

Інструментальнi засоби пошуку iнформацii в Iнтернет

У вас зявилася можливість працювати з електронною поштою, але ви не знаєте адрес електронної пошти партнерів вашої організації. Завдяки, так званим, службам пошуку людей в Інтернет...

Трость «The Aid», созданная литовским дизайнером Эгле Угинтайте, является не только тростью для слепых и пожилых людей в традиционном её понимании, но и гидом, и сенсором состояния здоровья. В трость встроен GPS-навигатор...

Компьютеры для людей с ограниченными возможностями

Компьютеры для людей с ограниченными возможностями

Люди с дефектами речи также могут пользоваться синтезированной компьютерной речью. Вводя с клавиатуры в компьютер сообщения, которые требуется произнести, немой человек может общаться по телефону с человеком, который не способен читать...

Компьютеры для людей с ограниченными возможностями

Технология играет важную роль в оказании помощи членам сообщества глухих для их взаимодействия и общения. По данным Национального института глухоты и других расстройств связи...

Компьютеры для людей с ограниченными возможностями

Компьютеры в значительной степени помогают также людям с ограниченной способностью двигаться. Информационные системы обеспечивают людям, не имеющим возможности пойти в библиотеку, доступ к большим банкам информации...

Компьютеры для людей с ограниченными возможностями

Японские робототехники добавили к инвалидной коляске робототехнический модуль - руку-манипулятор RAPUDA (Robotic Arm for Persons with Upper limb DisAbilities). Она позволяет расширить возможности инвалида по самообслуживанию, то есть выполнять движения...

Изменение стрейтчарта. 1. Откроем диаграмму стрейтчартаadoption, сделав двойной щелчок мышью по элементу adoption в окне проект. 2. Добавляем в состояние Adopter внутренний переход (рис. 20). Рис...

Разработка модели агентства недвижимости в соответствии со стандартом IDEF0

Исходя из того, что степень подробности структурной декомпозиции блоков модели достигает высокого уровня, и некоторая информация не подлежит огласки, т.е. не должна выйти за пределы агентства, можно сделать вывод...

Разработка модели функционирования стоматологической поликлиники

Данная модель разрабатывалась с точки зрения главного врача поликлиники, так как в модели подробно рассмотрены принципы функционирования отделов и все процессы, протекающие в организации...

Разработка программы автоматизации процесса подбора запчастей для ремонта автомобилей

Руководитель предприятия...

Создание инновационного проекта в среде MS Projеct

Распределим ресурсы по работам. Для этого создадим таблицу ресурсов, необходимых для выполнения проекта, укажем стоимость оборудования и оплату труда специалистов. 1. Перейдем на панель "Консультанта" Выбор ресурсов 2...

Удаленное управление компьютером с мобильного устройства

1) Организационные мероприятия по защите населения от электромагнитных полей. К организационным мероприятиям по защите от действия электромагнитных полей относятся: Выбор режимов работы излучающего оборудования...

Дефекты зрения, слуха, речи или неспособность двигаться ограничивают многим людям возможность общаться, учиться, работать и воздействовать на окружающую их среду.

Персональные компьютеры, дополненные специальными устройствами;и имеющие соответствующие программы, могут снизить влияние этих дефектов.

Для неполноценных людей компьютеры обеспечивают хорошую замену утраченных способностей; позволяют более эффективно проводить специальное обучение; открывают доступ к информации, недоступной им другим способом; предоставляют новые возможности для получения образования, работы, общения с людьми и проведения досуга.

Слепые люди могут использовать компьютеры с программами и устройствами, позволяющими воспроизводить речь. При помощи синтезатора речи компьютер произносит любые слова, возникающие на экране. Это открывает доступ слепым к использованию большинства возможностей компьютеров.

В дополнение к этому устройства и программы распознавание образов в сочетании со специальными устройствами вывода позволяют компьютерам преобразовать напечатанный текст в осязательную форму, шрифт Брайля или речь. Благодаря таким системам слепые могут сами читать любую книгу, журнал или газету, не прибегая к посторонней помощи.

Люди с дефектами речи также могут пользоваться синтезированной компьютерной речью. Вводя с клавиатуры в компьютер сообщения, которые требуется произнести, немой человек может общаться по телефону с человеком, который не способен читать.

Кроме того, компьютеризованные системы передачи сообщения являются средством быстрой связи на больших расстояниях, особенно ценные для людей с повреждениями речи или слуха, для которых не возможно использование обычных телефонов.
Компьютеры в значительной степени помогают также людям с ограниченной способностью двигаться.

Информационные системы обеспечивают людям, не имеющим возможности пойти в библиотеку, доступ к большим банкам информации.

Управляемые компьютером манипуляторы (т.е. “руки” робота) можно запрограммировать так, чтобы они выполняли движения по заданным программам;и чувствовали, когда соприкасаются с объектами. Это позволяет людам с нарушенной двигательной способностью манипулировать объектами для выполнения таких действий, как еда, перелистывание страниц в книгах и смена дисков в дисководе компьютера.

Многие люди, хотя и не потеряли подвижность кистей или рук, не могут;работать на стандартной клавиатуре компьютера. Специальные клавиатуры с большими сенсорными клавишами предоставляют в распоряжение этих людей все возможности компьютера.

А люди, не способные работать вообще;ни с кокой клавиатурой, могут голосом управлять компьютером при помощи устройства распознавания речи. Для людей, имеющих серьёзные нарушения голоса и двигательных функций, разработаны специальные устройства ввода, позволяющие;использовать компьютер для общения и других целей.

Другие системы, как уже созданные, так и находящиеся в стадии разработки и испытаний, включают портативные терминалы, позволяющие глухим людям посылать сообщения с любого телефона и принимать их.

Портативные и гибкие устройства для общения людей, которые не могут говорить; системы, управляющие средой обитания, используя которые физически неполноценные люди могут управлять с помощью компьютера телевизором, осветительными и другими приборами; управляемые компьютером роботы и системы ввода, определяющие, на каком объекте сфокусирован глаз человека, что позволяет сделать выбор определенных полей на экране, просто фокусируя на них взгляд в течение нескольких секунд.
Уже существуют экземпляры всех этих компьютеризированных систем, но во многих случаях они очень дороги и не имеют широкого доступа. Я надеюсь, что в течение нескольких лет появятся более мощные, надёжные, портативные и доступные варианты этих систем, а также будут созданы новые мощные средства помощи людям с физическими недостатками.

Развитие техники в большой степени влияет на наше представление о том, что считать физическим недостатком. Например, многие люди, которые плохо видят или слышат, ;могут нормально работать;только благодаря очкам или слуховым аппаратам, компенсирующим недостатки их органов чувств.

По мере того как компьютеризованные;системы для неполноценных людей будут совершенствоваться, и становиться широкодоступными, другие физические недостатки, весьма серьёзные сейчас, могут быть отнесены к незначительным неудобствам, а не к серьёзным недостаткам. Компьютеры, как средство обучения.

Широкие возможности компьютера по обработке информации делают их в принципе пригодными для разнообразного использования в области образования.

Они могут облегчить преподавание и изучение материала на всех уровнях - от дошкольников, овладевающих алфавитом, до врачей, изучающих новые методы диагностики. Компьютеры пригодны для использования в таких областях, как языковедение и математика, история и естественные науки, профессиональная подготовка, музыка и изобразительное искусство, а также чтение и письмо. Компьютеры;открывают новые пути в развитие навыков мышления и умение решать проблемы, предоставляют новые возможности для активного обучения.

С помощью компьютеров;можно сделать проведение;уроков, упражнений, контрольных работ, а также учёт успеваемости более эффективными.

Это разгружает учителей и позволяет им уделять больше времени индивидуальным занятиям. Компьютеры могут сделать многие уроки более интересными и убедительными, а огромный поток информации - легкодоступным. Компьютеры можно запрограммировать так, чтобы они создавали различные изображения, воспроизводили музыку, выполняли расчёты, служили пишущими машинками, разбирались в классном журнале, преобразовывали написанный тест в речь, замеряли время реакции обучаемого, управляли магнитофонами и проигрывателями видеодисков и вообще создавали обстановку для творческого и весёлого обучения.

Возможности использования компьютеров для обучения безграничны. Их общедоступность могла бы привести;к фундаментальным изменениям в школьной программе, к более полному решению проблем образования, к новым средствам обучения неполноценных людей, к расширению возможностей самообразования и домашнего обучения. В дополнение к их потенциалным возможностям, как средств обучения компьютеры сами должны стать важным объектом изучения. Понимание их возможностей и ограничений необходимо каждому образованному человеку.

Компьютер- это инструмент, но от всех других инструментов отличающихся тем, что он перерабатывает информацию и может быть запрограммирован на выполнение множества работ. Но так же, как и другие инструменты, он способен служить хорошим и плохим целям. Компьютер может быть использован для создания оригинальных рассказов, музыкальных произведений, картин, для изучения сложных взаимосвязей;в области естественных наук или для бездумных, в большинстве своем, игр. Степень влияния компьютеров на учащихся зависит от того, как учащиеся их используют.

Компьютеры и другие устройства для слепых

Персональный компьютер плотно вошел в повседневность каждого человека, упростив многие моменты. В настоящее время без него обойтись просто не представляется возможным. Компьютер представляется как вещь само собой разумеющаяся.

С другой стороны в нашей стране ежегодно становятся инвалидами по зрению более 45 тысяч человек. Для таких людей компьютер также может оставаться частью жизнедеятельности, для них разработаны специальные ЭВМ, подстроенные под их особенности здоровья. Это компьютеры для незрячих и слабовидящих.

Если при работе на обычном компьютере основная нагрузка идет на глаза, то у людей слабовидящих эта нагрузка переходит на органы слуха и осязание, которые по жизни у таких людей играют ведущую роль.

Устройства для слабовидящих

У компьютеров, предназначенных для людей с ограничениями по зрению, имеется ряд дополнительных устройств. Они необходимы для упрощения процесса взаимодействия между ПК и человеком. Из их разновидностей стоит отметить говорящие компьютеры, принтеры и дисплеи Брайля. Рассмотрим их модели и функциональные особенности.

Говорящие компьютеры

Для полноценной работы на компьютере людям с ограниченными возможностями используются синтезаторы речи

Они отличаются разнообразием. Существуют как платные, так и бесплатные вариации.

Стоит отметить такие разновидности, как:

  1. jaws;
  2. Nida;
  3. Cobra;
  4. экранный диктор внутри Windows.

Говорящие компьютеры дают шанс слабовидящим пользоваться компьютером на уровне с обычными людьми. Они позволяют им пользоваться интернетом, электронной почтой, скайпом, создавать текстовые документы, электронные таблицы, слушать музыку и аудиокниги и пр.

Дисплей Брайля – устройство вывода и отображения графической и текстовой информации в виде точечных символов (азбука Брайля). Подключить его к компьютеру можно при помощи usb — провода или с применением Bluetooth.

Из последних новинок стоит отметить такие разновидности дисплеев Брайля, как Focus 14 Blue, Focus 40 Blue, Focus 80 Blue.

Все они отличаются малыми размерами и весом, что крайне удобно. Также на дисплее имеется кнопка блокировки, что позволяет избежать ненужного нажатия какой-то кнопки случайно.

  • Брайлевский дисплей Vario отличается компактностью. Его можно взять с собой в любой ситуации, чему способствует хорошая автономность, работы без подзарядки на протяжении 50 часов;
  • Брайлевский дисплей SuperVario подходит для подсоединения к любому персональному компьютеру. Его отличительными особенностями является надежность и гибкость управления;
  • дисплей VarioConnect 40 предназначен для подключения к компьютерам малого размера, ноутбукам или мобильным телефонам.

Принтеры Брайля

Это устройство (его ещё называют теснитель), предназначенное для печати, как обычных документов, так и документов, напечатанных шрифтом Брайля. Оно выводит на печать текстовые файлы и графические изображения в виде рельефно-точечной символики.

Сопутствующее программное обеспечение позволяет перевести любой формат (текст, изображение) в брайлевский шрифт.

Также с его помощью можно напечатать и обычный вариант документа в параллели с брайлевским.

Это несомненное преимущество позволяет обучать на равных людей с ограничениями по зрению и обычных школьников.

Разновидностей таких принтеров множество, поэтому чтобы сделать качественный выбор при покупке необходимо учитывать их функциональные характеристики: рабочее напряжение, сила тока, уровень шумового воздействия, скорость печати, наличие функции непрерывной подачи бумаги в принтер, ширина листа, совместимость с операционными системами.

Некоторые модели и их особенности

Его отличительные характеристики:

  1. печать без перерыва на протяжении 8 часов;
  2. компактность;
  3. возможность использования для печати Z-складывающейся бумаги;
  4. высокая мощность;
  5. дуплексная печать;
  6. присутствие внутреннего сканера;
  7. автоматическое обновление программного обеспечения.

Тиснитель Pxoenix

Имеет следующие характеризующие параметры:

  • надежность;
  • высокая скорость печати;
  • вывод на печать как текстовых документов, так и графических изображений;
  • широкий функционал программного обеспечения.

Настольный тиснитель Cub Braille Embosser

Его отличают такие ключевые параметры, как:

  1. малые размеры;
  2. высокая скорость печати и мощность;
  3. небольшой уровень шума;
  4. печать на различных поверхностях;
  5. 8 уровней печати цветов и точек.

Принтер Braille Box V4

Его отличают такие особенности, как:

  • дороговизна;
  • большие габаритные размеры;
  • наличие вентиляции, подавляющей шум;
  • возможность печати большого количества копий документов;
  • печать различных форматов;
  • возможность печати, используя обычную бумагу;
  • высокое разрешение.

Обзор программ и операционных систем для слабовидящих

Мы подготовили обзор основных продуктов для людей с плохим зрением и так:

Программа экранного доступа Nida

Программа экранного доступа Nida может быть установлена на персональный компьютер или миниатюрный флэш-диск.

Также существует вариант, в котором представлена исходная кодовая информация, которые предназначен для тех, кто желает принять участие в разработке.

Для начала работы необходимо распаковать zip-архив и запустить программу.

Звуковой сигнал оповестит о том, что работа началась. На экране появится основная информация относительно настроек программы и ее функционирования.

Программа экранного доступа Jaws. Программа упрощает работу на компьютере слепым людям и людям, зрение которых ослаблено.

Она позволяет озвучивать всю символику экрана монитора различными голосами, с ее помощью можно не только прочитать интересующую информацию, отображаемую на экране монитора, но и пообщаться, поиграть в игры.

Данная программа имеет демо-версию, которую можно попробовать бесплатно в течение 30 минут.

Программы фирмы ClaroSoftware

Продукты фирмы ClaroSoftware предназначены для лиц, имеющих ограничения по зрению. Стоит уделить внимание таким продуктам, как:

  1. LookOut – программа для пользования незрячими людьми. Она озвучивает всю информацию, которая в данный момент находится на экране. Для ее управления используется клавиатура;
  2. Magnus – программа рассчитана для пользования лицами с ослабленным зрением. Основная ее функциональная особенность – наличие лупы, которая многократно увеличивает тот или иной объект с экрана компьютера;
  3. SpeakOut . С помощью данного продукта люди с ограниченными возможностями по зрению слышат тот фрагмент информации с монитора, на котором в данный момент находится курсор мыши.

Утилита Кобра упрощает работу с Windows 7, Vista или Windows XP для слепых и слабовидящих пользователей компьютера.

Кобра объединяет все стандартные функции современной программы экранного доступа, ориентированной на пользователя. Программа Кобра фиксирует требования пользователя и выводит важную информацию с компьютерного монитора с помощью речи, брайля или увеличения экрана.

Программа Webwizard

Программа Webwizard приложение, работающее в комплексе с MS Internet Explorer, представляет собой web-страницу (как в обычном режиме), с которой можно делать различные действия в интернете (вводить запрос, искать интересующую информацию, переходя от источника к источнику и пр.).

Операционная система Luwrain после загрузки дает возможность работы на персональном компьютере людям с ограниченными возможностями по зрению.

Отличительной чертой является то, что при помощи данной операционной системы выполнение действий происходит абсолютно по-другому в сравнении с другими ОС (в некоторых случаях даже быстрее и проще).

Помимо «речевого помощника», который озвучивает всю экранную информацию, в данной системе имеются и функции изменения шрифта и цвета (для удобства слабовидящих людей).

Видео: Идея фикс — компьютер для незрячих

Выводы

В настоящее время разработано множество программных продуктов и различных девайсов (устройств), которые позволяют незрячим и слабовидящим людям пользоваться персональным компьютером наравне с обычными людьми.

Единственным неприятным моментом является высокая стоимость, однако в большинстве случаев ее оправдывает качество.

Компьютер для людей с ограниченными возможностями. Сенкевич Г.Е.

Компьютер для людей с ограниченными возможностями. Сенкевич Г.Е. Первая в России книга, посвященная использованию компьютера людьми с ограниченными возможностями. Рассмотрены средства ввода для людей с ограниченной подвижностью, настройки системы и программ, облегчающие работу людям с ограничениями по зрению и слуху. Приводятся примеры и советы по самостоятельной адаптации компьютеров и мобильных устройств в различных ситуациях. Обсуждаются технические, правовые и практические аспекты дистанционного обучения и удаленной работы в российских условиях. Книга содержит полезные советы по применению интернет-технологий при покупках, расчетах и платежах, подборку ссылок на тематические ресурсы Интернета. Особое внимание уделяется устройствам, гаджетам и программам, которые подходят русскоязычным пользователям.
Для людей с ограниченными возможностями, родителей детей с особенностями развития, педагогов, врачей-дефектологов, социальных работников.

Глава 1. Цифровые технологии и возможности человека
1.1. Компьютер как инструмент и протез
1.1.1. Доступность, инклюзия и качество жизни
1.1.2. Современные цифровые технологии для людей с ограниченными возможностями
1.1.3. Компьютерная грамотность
1.1.4. Подходящие компьютеры и мобильные телефоны
1.1.5. Специальное программное обеспечение
1.1.6. Специальные устройства и компоненты
1.2. Правовые вопросы
1.2.1. Равенство прав
1.2.2. Социальная поддержка
1.3. Заключение
Глава 2. Работа на компьютере при ограничениях двигательной активности
2.1. Настройки мыши и клавиатуры
2.1.1. Настройка мыши
2.1.2. Центр специальных возможностей Windows 7
2.1.3. Экранная клавиатура
2.2. Настройка рабочего стола и программ
2.2.1. Клавиши быстрого вызова и клавиатурные сокращения
2.2.2. Запуск программ с помощью значков рабочего стола
2.2.3. Настраиваемые клавиши
2.2.4. Клавиатура и Internet Explorer
2.2.5. Управление мышью
2.3. Альтернативный ввод данных
2.3.1. Трекболы
2.3.2. Тачпады и планшеты
2.3.3. Джойстики
2.3.4. Специальные клавиатуры и мыши
2.3.5. Кнопки и сенсоры
2.3.6. Манипуляторы IntegraSwitch® и IntegraMouse®
2.3.7. «Кто виноват?» и «Что делать?»
2.3.8. Переделка мышей и клавиатур
2.3.9. Дополнительные приспособления
2.3.10. Веб-камера в качестве мыши
2.4. Распознавание речи и голосовое управление в Windows
2.4.1. Встроенные средства Windows 7
2.4.2. Программы для распознавания речи
2.4.3. Управление голосом в браузере Opera
2.4.4. Голосовой поиск в браузере Google Chrome
2.5. Заключение
Глава 3. Технологии для слабовидящих
3.1. Адаптация компьютера
3.1.1. Выбор монитора (телевизора) и клавиатуры
3.1.2. Центр специальных возможностей в Windows 7
3.1.3. Настройка указателя мыши
3.1.4. Встроенные средства Linux
3.1.5. Программы «экранные лупы»
3.1.6. Настройка прикладных программ
3.2. Программы для чтения с экрана
3.2.1. Файлы электронных книг
3.2.2. Приложения «общего назначения»
Редактор Microsoft Word
Программа Adobe Reader
3.2.3. Программы-«читалки»
Программа CoolReader
Программа Text-Reader BookShelf
Программа AlReader
Программа ICE Book Reader Professional
3.3. Электронные книги
3.3.1. Выбор электронной книги (E-book)
3.3.2. Настройка электронной книги
3.3.3. Поддержка различных форматов
3.3.4. Сканирование и распознавание текста
3.3.5. Аудиокниги
MortPlayer Audio Book
Ambling Bookplayer
AIMP
Angel"s Vox
3.4. Увеличители и усилители изображения
3.4.1. Автономные устройства
3.4.2. USB-камеры
3.5. Заключение
Глава 4. Технологии для незрячих
4.1. Тактильные устройства ввода/вывода
4.1.1. Тактильные строки и дисплеи Брайля
4.1.2. Принтеры Брайля
4.1.3. Брайль и голос
4.2. Тифлокомпьютеры
4.3. Программы экранного доступа для Windows
4.3.1. Экранный диктор
4.3.2. Программа JAWS для Windows
4.3.3. Кобра
4.3.4. Window-Eyes
4.3.5. Проект NVDA
4.4. Синтез речи в прикладных программах
4.4.1. Синтез речи в Microsoft Windows
4.4.2. Чтение электронных книг вслух
4.4.3. Адаптация браузеров
Программа SAToGO
Онлайн-переводчик ImTranslator
4.4.4. Программа «Балаболка»
4.5. Говорящий Linux
4.5.1. ALT Linux Homeros
4.5.2. Vinux
4.6. Мобильные телефоны и гаджеты
4.6.1. Синтезаторы речи для Google Android
4.6.2. Программы для Symbian
4.6.3. Доступность в iPhone и iPad
4.6.4. Проект slepsung.com (адаптация телефонов Samsung)
4.7. Заключение
Глава 5. Использование компьютера при нарушениях слуха и речи
5.1. Адаптация компьютера
5.1.1. Наушники
5.1.2. Сопряжение слуховых аппаратов с компьютером
5.1.3. Настройка компьютерного звука
5.1.4. Настройка проигрывателей для отображения субтитров
5.1.5. Использование текста или зрительных образов вместо звуков Windows
5.2. Освоение языка жестов
5.2.1. Азбука дактиля
5.2.2. Язык жестов в Интернете
Сайт «Сурдосервер»
Сайт «Жестов Нет?»
Сайт «Лигмир»
5.2.3. Чтение по губам
5.3. Синтез и коррекция речи
5.3.1. Портативные синтезаторы речи
Устройство GoTalk
Программные решения
5.3.2. Сурдологопедические тренажеры
Программа «Видимая речь»
Тренажеры от «Дэльфа М»
Программа Video Voice Speech Training System
5.3.3. Программы для корректировки заикания
Программа DAF/FAF Assistant
Сайт «Заикание.NET» и программа Stuttering.Pro
Программа axSoft Speech corrector
Программа BreathMaker
5.4. Заключение
Глава 6. Компьютерные игры
6.1. Развивающие компьютерные игры
6.1.1. Цели и задачи
6.1.2. Логические игры
6.1.3. Игры-рисовалки и игры-раскраски
6.2. 3D-игры
6.2.1. Требования к компьютеру
6.2.2. Игровые манипуляторы
6.3. Игры для слабовидящих и незрячих
6.3.1. Логические и карточные игры
Игра «Города»
Игра «Магистр слов»
Игра «Быки и коровы»
6.3.2. Аркады, гонки и «стрелялки»
Игра Lockpick
Игра Super Egg Hunt
Игра Duck Hunt
Игра Dark Destroyer
Игра Mortal maze
Игра «Техношок»
Игра Top Speed
Игры Ru Racing и Mach 1
6.3.3. Спортивные симуляторы
Игры от Vipgameszone
Игра WinPong
6.3.4. Стратегии и многопользовательские миры (MUD)
Игра SoundRTS
Игра Lords of the Galaxy
6.4. Заключение
Глава 7. Обучающие программы
7.1. Flash-игры
7.1.1. Тренировка счета и вычислений
7.1.2. Тренировка чтения и письма
Игры с портала «Солнышко»
Игры про Бабу-Ягу от «МедиаХауз»
Обучающая программа «Отличник»
7.2. Сборники обучающих программ
7.2.1. Образовательные программы «1С»
7.2.2. Коллекция «Кирилла и Мефодия»
7.2.3. Виртуальные лаборатории
Лаборатория VirtuLab
Лаборатория ядерной физики
Эмулятор физических опытов в среде BARSIC
Практикумы МарГТУ
Химическая лаборатория IrYdium Chemistry Lab
Физическая лаборатория Interactive Physics («Живая физика»)
Электротехническая лаборатория «Начала электроники»
7.3. Заключение
Глава 8. Дистанционное обучение
8.1. Организация дистанционного обучения
8.1.1. Компьютер как часть доступной среды
8.1.2. Поддержка дошкольников
8.1.3. Дистанционное обучение школьников
8.1.4. Проекты высшего и дополнительного образования
8.2. Технические средства дистанционного обучения
8.2.1. Подключение к Интернету
8.2.2. Электронная почта, ICQ, Skype
Электронная почта
Службы обмена мгновенными сообщениями
Использование Skype
8.2.3. Телеконференции
Вебинары по схеме «веб-сервер - браузер»
Вебинары с использованием специальных приложений
8.3. Заключение
Глава 9. Работа, платежи и безопасность в Интернете
9.1. Организация работы
9.1.1. Доступность рабочего места
9.1.2. Отношения с работодателем
9.1.3. Поиск работы
9.2. Фриланс
9.2.1. Порталы и биржи удаленной работы
9.2.2. Чем заняться?
Копирайтинг и рерайтинг, работа с контентом
Переводы
Веб-дизайн
Программирование
Работа на телефоне
Прочие возможности
9.3. Платежи и покупки через Интернет
9.3.1. Платежные системы Интернета
Система WebMoney Transfer
Яндекс.Деньги
QIWI Кошелек
Система PayPal
9.3.2. Управление банковским счетом
9.3.3. Интернет-магазины
9.4. Безопасность и мошенничество в Интернете
9.4.1. Вирусы, черви и трояны
9.4.2. Антивирусные программы и пароли
9.4.3. Социальная инженерия
9.5. Заключение

Официальные сайты
Интернет-порталы
Образование
Интернет-магазины
Социальные сети и форумы
Разное
Предметный указатель

Введение

За последние несколько недель мне довелось посмотреть по ТВ достаточно большое количество сюжетов и телепрограмм, посвященных людям с ограниченными возможностями по состоянию здоровья.

Я поражена! Незрячие или слабовидящие дети показывают свое мастерство в групповых танцах! Да так здорово танцуют, что многие их сверстники, с крепким здоровьем и стопроцентным зрением, могут им только позавидовать.Оказывается, что жизнь людей с ограниченными способностями может быть наполнена самыми различными интересными и полезными делами. Можно заниматься искусством, спортом, творчеством, заполнять свою жизнь тем, что сделает эту самую жизнь более осмысленной и содержательной.

Всем ли по силам улучшить свою жизнь?

Всем ли инвалидам доступны возможности реального общения с такими же людьми как они сами, со всем остальным миром?

Как это ни горько звучит - нет! Наш прекрасный, но и жестокий мир не научился еще создавать равные условия людям, не только с ограниченными возможностями, но и всему человечеству, в целом.

Давайте признаемся сами себе: любой ли из них может себе позволить иметь личного учителя, тренера? Любой ли колясочник может самостоятельно добраться до места проведения занятий, тренировок, выступлений, без посторонней помощи? Да и в каждом ли городе есть центры по реабилитации людей с ограниченными возможностями? Тут уж о сельской местности и маленьких городах и говорить-то не стоит. Там таким людям приходится труднее всего, в плане реализации своих способностей и таланта, и в помощи они нуждаются, пожалуй, даже больше, чем жители мегаполисов.

Что же таким людям остается делать? Сидеть дома и смотреть в окошко, рассматривая один и тот же пейзаж? Пялиться целыми днями в "зомбоящик"?

Интернет поможет?

Тут, отчасти, на помощь может прийти компьютер и Интернет. С их помощью можно не только взглянуть на мир по-новому, найти новых друзей, но и получить полезные знания по различным вопросам, включая советы по улучшению собственного здоровья.

Рис.1.

Но все ли люди, в силу своих возможностей, смогут пользоваться ПК и Интернетом? Как пользоваться ими, если не позволяет зрение, не слушаются, или отсутствуют руки?

Дефекты зрения, слуха, речи или неспособность двигаться ограничивают многим людям возможность общаться, учиться, работать и воздействовать на окружающую их среду.

Персональные компьютеры, дополненные специальными устройствами; и имеющие соответствующие программы, могут снизить влияние этих дефектов.

Технологии для людей с нарушением зрения

Для неполноценных людей компьютеры обеспечивают хорошую замену утраченных способностей; позволяют более эффективно проводить специальное обучение; открывают доступ к информации, недоступной им другим способом; предоставляют новые возможности для получения образования, работы, общения с людьми и проведения досуга.

Слепые люди могут использовать компьютеры с программами и устройствами, позволяющими воспроизводить речь. При помощи синтезатора речи компьютер произносит любые слова, возникающие на экране. Это открывает доступ слепым к использованию большинства возможностей компьютеров.

В дополнение к этому устройства и программы распознавание образов в сочетании со специальными устройствами вывода позволяют компьютерам преобразовать напечатанный текст в осязательную форму, шрифт Брайля или речь.

Внешне компьютер для слепого ничем не отличается от обыкновенного. Единственное специальное приспособление - «брайлевский» дисплей. Из коробочки торчат крохотные пластиковые штырьки, с помощью которых можно переводить обычные слова на «язык незрячих» (по правилам азбуки Брайля). Пощупав или нажав их, человек может прочесть написанное, отдать команду. На этом разница в «железе» заканчивается. Остальные хитрости спрятаны в софте на жестком диске компьютера.

Кстати, хорошо обученные слепцы могут работать быстрее зрячего человека. Те, кто умеет набивать тексты «вслепую», знают, что печатать десятью пальцами гораздо удобнее, чем двумя. К тому же не нужно отвлекаться на работу с мышью - те же команды можно набрать с клавиатуры.

Современные технологии как бы открывают наш полноцветный мир людям, лишенным зрения. Например, программа экранного доступа - JAWS озвучивает все действия клавиатуры. Нажимаете на букву «А» - компьютер произносит этот звук. Нажал на PAUSE - в ответ: «Пауза». Так слепые люди могут без посторонней помощи выполнять любую работу: например, писать письма, создавать базы данных и даже программировать. Для слабовидящих людей предназначена другая программа - ZoomText. С ее помощью мышкой можно увеличивать любой «непонятный» объект на экране и работать c выделеннымлфрагментом.

Увы, больше никаких приспособлений, позволяющих незрячим освоить компьютер, в России нет. У Всероссийского общества слепых нет денег для перевода на русский язык иностранных программ. А разнообразные «железки», упрощающие жизнь инвалидам, часто на границе задерживают таможенники. В их каталогах подобные товары не значатся, и они не знают, как их классифицировать.

В США создан компьютер, позволяющий слепым видеть. Телекамера в виде очков соединена с мини-компьютером, который можно носить на поясе или в сумке. Компьютер обрабатывает видеосигнал с камеры и с помощью 68 вживленных платиновых электродов передает его непосредственно в мозг.

В Израиле налажено производство компьютерных мышей, позволяющих слепым людям пользоваться компьютером. На спинке такой мышки имеются три панели с выступающими подвижными стерженьками, которые переводят в выпуклый шрифт Брайля текст с экрана монитора. Кроме того, мышь может синтезированным голосом сообщать, в какой точке экрана находится курсор, на какой объект он наведен. Система позволяет слепым читать с экрана, заниматься компьютерной графикой, играть.

А вот специалисты Японского космического агентства разработали монитор с 3072 выдвижными штырьками, позволяющий воспринимать изображения на ощупь, прикасаясь руками к экрану. Правда, четкость изображений снижена по сравнению с обычным монитором в сто раз.

© 2024 dhmoscow.ru - Компьютер надо изучать